армяне

армяне
   Просвещение Армении светом веры Христовой, начавшееся со времен свв. апостолов, было утверждено и закончено при св. Григории, получившем посвящение в святительский сан от Леонтия, епископа Кесарии Каппадокийской, в давшем основанной им армянской церкви полное устройство. Со второй половины V в. армянская церковь, вследствие некоторых недоразумений не приняв постановлений IV Вселенского Халкидонского собора, отпала от союза с Церковью Вселенской, с которой до того времени состояла в полном общении. Недоразумения эти были такого рода. На Халкидонском соборе представителей армянской церкви не было, почему в ней неизвестны были в точности постановления этого собора. А между тем в Армению приходили монофизиты и распространяли ложный слух, что на Халкидонском соборе восстановлено несторианство. Правда, постановления Халкидонского собора скоро появились и в армянской церкви; но, по незнанию точного значения греческого слова: φνσιζ (естество), армянские учители, при переводе на свой язык, принимали его в значении лица и потому утверждали, что в Иисусе Христе одна φνσιζ, разумея под этим единое лицо; про тех же, которые говорили, что в Иисусе Христе два φνσιζ они думали, что те разделяют Христа на два лица, т.е. вводят несторианство. Отпав от союза с Церковью Вселенской, армяне не признали и всех следовавших за Халкидонским Вселенским собором, выделившись в особую церковь, вероисповедание которой называется грегорианским. Хотя в основе этого отпадения армян лежали указанные недоразумения (а также и некоторые политические обстоятельства) и хотя их церковь, по близости своего вероучения к православию, а также и вследствие продолжающихся и после отпадения заимствований у Вселенской Церкви (в числе которых имеется даже требуемое чином хиротонии армянских епископов признание ими семи свв. Вселенских соборов или, напр., почитание живших после этих соборов свв. русских князей Бориса и Глеба), имеет благоприятные для своего воссоединения пункты соприкосновения с православием; но тем не менее по своему формальному исповеданию армянская, или армяно-грегорианская, церковь остается церковью, примкнувшей к монофизитам, отвергающей Халкидонский и все следовавшие за ним Вселенские соборы. Как у отторгшейся от Церкви Вселенской, у нее с течением времени образовались и некоторые особенности, существующие до настоящего времени. Так, у армян Трисвятая песнь читается и поется с монофизитским прибавлением: "распныйся за ны"; евхаристия совершается (с начала VI в., по влиянию сирских монофизитов) на опресноках, причем вино не смешивается с водою; праздник Рождества Христова празднуется вместе с Богоявлением, Рождественский пост продолжается до дня Богоявления и проч. В настоящее время армяне рассеяны по разным странам, но преимущественным их местом жительства служит Персия, Турция и Россия (в состав каковых государств входит и разделенная между ними Армения, с глубокой древности подпадавшая в подчинение разным народам). Часть армян сблизилась с римско-католической церковью и под именем армяно-католиков состоит в подчинении папе. Армяне грегорианского исповедания, живущие в пределах Турции, подчинены константинопольскому армяно-грегорианскому патриарху; живущие же в пределах Персии и России состоят в ведении эчмиадзинского патриарха. Но этот последний патриарх считается главою всех армян грегорианского исповедания и имеет титул католикоса (ведущий свое начало со времени армянского митрополита Нерсеса I, впервые присвоившего себе этот титул всеобщего патриарха около 381 г.). Как верховный патриарх, католикос избирается всем гайконским народом (каковое наименование присваивается армянам, как считающим своим родоначальником Гайка, сына Фогармы и правнука Иафета) армяно-грегорианского исповедания и утверждается Государем Императором. Постоянным местом жительства эчмиадзинского католикоса служит (с 1441 г., а также служил и до 441 или 484 г.) Эчмиадзин (знаменитый древний монастырь, в 18 верстах от г. Эривани, древней столицы Армении). В правительственном отношении армяно-грегорианская церковь в России делится на шесть епархий: Нахичеванскую и Бессарабскую, Астраханскую, Эриванскую, Грузинскую, Карабагскую и Ширванскую. Для образования армяно-грегорианского юношества в науках богословских учреждены при Эчмиадзииском монастыре духовная академия и в каждой из епархий духовные семинарии. "Положение о управлении делами армяно-грегорианской церкви в России" помещается в 1 ч. XI Св. Законов. По этому Положению главные основы иерархического устройства и управления армяно-грегорианской церкви согласны и с правилами Православной Церкви.

Справочник по ересям, сектам и расколам. . 1913.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "армяне" в других словарях:

  • АРМЯНЕ — (самоназвание хай) народ, основное население Армении (3,08 млн. человек, 1992). Живут также в Российской Федерации (532 тыс. человек), Грузии (437 тыс. человек); США (700 тыс. человек), Франции (270 тыс. человек), Иране (200 тыс. человек), Сирии… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АРМЯНЕ — Жители Армении, гористой страны в Азии. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. АРМЯНЕ Жители Армении, гористой страны в Азии. Словарь иностранных слов, вошедших в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АРМЯНЕ — (самоназвание хай) народ, основное население Армении. Общая численность 6550 тыс. чел. Основные страны расселения: Армения 3084 тыс. чел. Другие страны расселения: США 700 тыс. чел., Российская Федерация 532 тыс. чел., Грузия 437 тыс. чел.,… …   Современная энциклопедия

  • АРМЯНЕ — АРМЯНЕ, армян, ед. армянин, армянина, муж. Народ, населяющий Армению. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • АРМЯНЕ — АРМЯНЕ, ян, ед. янин, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Армении. | жен. армянка, и. | прил. армянский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • АРМЯНЕ — (самоназвание хай), народ, основное население Армении. В Российской Федерации 532,4 тыс. человек. Язык армянский индоевропейской семьи языков. Верующие в основном христиане монофизиты. Источник: Энциклопедия Отечество …   Русская история

  • Армяне — (Armenians), нация индоевроп. происх., пришедшая в Вост. Анатолию в 8 7 вв. до н.э. Армения входила в состав разных держав от Ахеменидов до Селевкидов, от к рых освободилась после сражения при Магнесии (189 до н.э.). На какое то время крупную… …   Всемирная история

  • Армяне — (самоназвание хай) народ, основное население Армении. Общая численность 6550 тыс. чел. Основные страны расселения: Армения 3084 тыс. чел. Другие страны расселения: США 700 тыс. чел., Российская Федерация 532 тыс. чел., Грузия 437 тыс. чел.,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Армяне — Запрос «Армянин» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Армянка» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Армяне …   Википедия

  • армяне — представители древней нации, составляющие большинство закавказского государства Армении. Армяне обладают острым умом, высокой общеобразовательной подготовкой, предприимчивы, привержены своей национальной культуре, традициям. Армянская семья… …   Этнопсихологический словарь

  • армяне — мян; мн. Народ, основное население Армении; представители этого народа. ◁ Армянин, а; м. Армянка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Армянский, ая, ое. А. язык. А ая лепёшка. А. коньяк. По армянски, нареч. * * * армяне (самоназвание  хай), народ,… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»